Вермер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632 - 1675)

Нидерландский художник. Выдающийся мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющий Голландию «золотого» 17 века.
Родился в семье предпринимателя, производившего шелк для портьер и обивки мебели, а также торговавшего картинами. Живя в кальвинистской, но относительно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, приняв исповедание своей жены К. Больнес. В 1662-71 состоял деканом гильдии делфтских художников. Работал медленно (от него дошло немногим более 30 картин), для поддержания огромной семьи из 11 детей вынужден был к концу жизни по примеру отца заняться антикварной торговлей.
Испытал влияние К. Фабрициуса. Редкие для него по теме картины (мифологическая — «Диана с нимфами», Маурицхейс, Гаага и евангельская — «Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко.
Картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) являет уже раннюю зрелость мастера. Сосредоточив интерес на человеческой фигуре, фактуре вещей, тончайших нюансах облика и повадки своих героев, Вермер превращает грубоватый бытовой мотив в романтическое таинство любви (представив, вероятно, свою супругу в виде веселой девицы, а себя — одним из ее кавалеров).
Любовь — в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова — остается с той поры лейтмотивом картин Вермера, даже если в них (как в большинстве случаев) и нет никаких кавалеров. Его героини внимают учтивому флирту, вникают в любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности — сцены чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя.
Гениальный колорист, Вермер умеет воспроизвести деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы, и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. Пред нами предстает тончайшая игра разума и чувств, души и плоти — причем поэзия отнюдь не перерождается в сухую дидактику, действуя через видимый мир голландской бытовой, кое-где чуть праздничной повседневности.
К лучшим вещам такого рода принадлежат «Девушка с письмом» (Дрезденская картинная галерея,), «Женщина у окна» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Солдат и смеющаяся женщина» (Собрание Фрик, Нью-Йорк), «Дама, примеряющая ожерелье» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Даже, казалось бы, «чистый», совсем уже не галантный жанр («Служанка с кувшином молока», Государственный музей, Амстердам; «Кружевница», Лувр) полон у Вермера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в «Мастерской живописца» (Художественно-исторический музей, Вена).
Вероятно, применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру, Вермер достиг в своих городских видах [их всего два — «Улочка» (Государственный музей, Амстердам) и «Вид Дельфта» (Маурицхейс, Гаага)] удивительной, почти фотографической объективности, соединив ее с привычной своей мягкой поэзией.
Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души [как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной» (там же)] либо, напротив, пытливого разума [в поздних «Географе» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и «Астрономе» (Собрание Ротшильд, Париж)].
Воздействие образов Вермера усилилось после его нового открытия в середине 19 века, захватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, в частности, воплощает фигура художника Эльстира из эпопеи М. Пруста «В поисках утраченного времени» ).

   

                                             

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2008.

SGU.RU