Зауервейд Александр Иванович (1783 - 1844) Видный мастер батальной живописи, имя которого тесно связано с основанием русской академической батальной живописи первой половины XIX кА. Биографические сведения о Зауервейде очень кратки и почти совсем не освещают обстоятельств первой половины его жизненного пути. Все биографы называют Зауервейда курляндцем, но в студенческих метриках, хранящихся в Дрезденской Академии художеств местом его рождения назван Петербург, а его отец по общественному положению обозначен как танцмейстер. Рано лишившись отца, Зауервейд был определен в 1790 г. в классы при Академии наук, которые окончил в 1789 г. с золотой медалью, после чего, пятнадцати лет от роду поступил на гражданскую службу. Переход Зауервейда исключительно к художественной деятельности произошел внезапно, когда он, отправившись в отпуск в Дрезден к одному из своих друзей, так увлекся экспозицией Дрезденской картинной галереей, что решил посвятить себя искусству и против воли родных поступил в Дрезденскую Академию художеств. Впрочем, о том, что Зауервейд был сложившимся художников еще в Петербурге, до отъезда в Дрезден, свидетельствует тот факт, что в Эрмитаже есть его небольшая картина «Суворов в бою за Чертов мост» (1803), в которой чувствуется профессиональная грамотность в рисунке и композиции. После шестилетнего пребывания в Дрездене, зауервельд отправился в Париж, причем из-за отсутствия средств совершил это длительное путешествие главным образом пешком. В Париже он стал добывать себе пропитание продажей картин, изображавших сцены из русской народной жизни, и обратил на себя внимание наполеоновского министра Коленкура, который взял художника к себе в дом, ввел его в круг ближайших к Наполеону людей и, наконец, выхлапотал ему заказ Наполеона на изображение его лошадей. Однако все эти успехи не вскружили голову молодому художнику и не изменили его привызанности к России. Для характеристики внутренней связи Зауервейда с Россией интересно сообщение известного русского гравера академика Иордана о том, как реагировал художник, находившийся в 1812 г. в Париже, на занятие Наполеоном Москвы: он бросил кисти, со слезами ушел из мастерской и в течение нескольких дней не мог приняться за работу. В 1813 г. Зауервейд покинул Париж и вернулся в Дрезден, где им была выполнена серия гравюр «Бедствие и спасение Дрездена в 1813 г.», изображавших эпизоды войны союзников с Наполеоном, которая упрочила его известность как рисовальщика и гравера, а особенно как мастера изображения лошадей в разнообразных ракурсах. В момент вступления союзников в во главе с русскими войсками в Париж Зауервейд вновь оказался в столице Франции. Там он написал как очевидец две большие батальные картины «Взятие Парижа» и «Сражение при Ватерлоо», с которыми отправился в Лондон. В Лондоне он выполнил большую гравюру «Александр I и граф Платов на параде в Гайд-парке в 1815 году». Там же он встретился в конце 1816 г. с Николаем Павловичем, будущим царем, и получил от него предложение вернуться в отечество. Зауервейд, тосковавший по родине и по оставшейся в Петербурге матери охотно принял это предложение и весною 1817 г. прибыл на русском фрегате в Петербург, где был назначен на службу в Главный штаб в качестве художника, а вскоре был приглашен преподавать рисование в царской семье. Прочно обосновавшись в Петербурге художник вошел в круг близких к царскомц дому людей. Однако любовь к искусству, трудолюбие, врожденная доброжелательность и пережитые им годы странствий, подчас и лишений, сделали Зауервейда своеобразной фигурой, не укладывающейся в рамки обычного понятия о «царедвореце».При Николае I Зауервейд в 1825 г. был назначен первым живописцем Главного штаба, а в 1831 г. занял одно из ведущих мест в Академии художеств, сначала как исполняющий должность профессора по «классу живописи животных для баталий и других родов», а затем как руководитель «баталического» класса. В том же году он был избран профессором 3-й степени «как приобредший всеобщую известность многими отличными произведениями по части баталической живописи», а в 1842 г. пожалован в профессора 2-й степени «в награду отличного усердия и трудов по образованию учеников». Современники были весьма высокого мнения о художественном таланте Зауервейда. Его называли «русским соперником Вернетовым», имея ввиду прославленного в то время французского баталиста Ораса Верне, что звучало большой похвалой. Как художник Зауервейд был более талантливым рисовальщиков, чем живописцем. Он несомненно обладал острой наблюдательностью, феноменальной зрительной памятью, композиционным даром, но живопись его всегда оставалась сухой и по колориту мало выразительной. Зауервейд был реалистом в полном смысле этого слова, то есть художником не только изображавшим действительность, но испособным понять и выразить в художественных образах существенные стороны действительности. Он стал основоположником той школы русской академической батальной живописи первой половины XIX века, для которой характерно преодаление схематизма, условного декоратизма баталий XVIII века и внесение в батальную живопись черт исторической конкретности и документальной достоверности. Как педагог Зауервейд сыграл исключительно большую роль в развитии русской батальной живописи. За почти пятнадцать лет своей педагогической работы деятельности он воспитал целую школу русских баталистов, в том числе таких выдающихся художников как А.Коцебу, Б.Виллевальде и В. Тимм. ЗАУЕРВЕЙД Николай Александрович (1836 — 1866) — баталист и жанрист. Сын художника А.И.Зауервейда. Родился в Петербурге. Учиась в Академии художеств получил в 1857 г. Большую серебряную медаль за картину «Штурм французов на редут Шварца во время последнего штурма Севастополя» и за этюд из Крымской войны «Казаки стаскивают на петле французского часового в лунную ночь». В 1859 г. ему были присуждены Малая золотая медаль за картину «Взятие Нарвы» и звание классного художника. В 1860 г. Зауервейд получил разрешение от Академии ввиду исключительных успехов писать программу сразу на звание академика, без предварительного выполнения программы на Большую золотую медаль, по представленному им эскизу на сюжет из войны со Швецией при Петре I: «Репнин в Риге во время чумы». Картина эта появилась на академической выставке в том же году под названием «Въезд князя Репнина в Ригу по взятии города 4 июля 1710 года». Автор был признан, в возрасте двадцати четырех лет, академиком. Характерной особенностью Зауервейда как художника-баталиста стало стремление к драматической экспрессии. Это сказалось на последующих работах художника: «Штурм французов на редут Шварца во время последнего штурма Севастополя» (1857), « «Отражение турецких войск на правом фланге в сражении при Курюк-Дара» (1858), Взятие Нарвы» (1859) и др. Зауервейд не ограничивался одними военными сюжетами Он писал также и жанровые картины — «Скромный переезд с квартиры на квартиру» (1864), пробовал свои силы в искусстве портрета — «Портрет г. Барри» (1865), сотрудничал как жанрист и карикатурист в иллюстрированных изданиях, в том числе в «Русском Художественном листке» В.Тимма и выполнил акварелью ряд иллюстраций к роману А.Толстого «Князь Серебряный». Ранняя смерть на тридцатом году жизни оборвала творческий путь этого разносторонне одаренного художника.
|