Петров-Водкин Кузьма Сергеевич(1878 - 1939)

Российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.
Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование — в том числе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905, где одним из его учителей был В.А.Серов), в студии А.Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 —  в Детском селе (ныне Пушкин).
В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; обе — Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915, обе — там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью.
Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем», керамическое панно на здании клиники Р.Р.Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде», 1920, там же).
В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал — со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия — в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность («Селедка»; «Утренний натюрморт»; оба — 1918, Русский музей).
Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина «Самаркандия» с его иллюстрациями). Искренний «попутчик» Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и «Смерть комиссара» (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», 1927-28, там же) до полотна «1919 год. Тревога» (1934, там же), где мотив гражданской войны — с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт — воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Картина «Новоселье» (1937, там же) — на тему перераспределения жилплощади «бывших буржуев» —полна скрытой сатиры на новый социальный быт.
Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А.А.Ахматовой (1922; оба — там же), А.Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В.И.Ленина (1934, там же) выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью.
В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933), — ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.

   

                                                           

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.