Бермехо Барталамео(не известна - не известна)

Арагонский художник. Его имя упоминается в последней трети 15 века, работал во многих городах Испании. Картина Святой Доминих Силосский происходит из небольшой церкви под Сарагосой. Мы мало знаем о Бартоломе Бермехо и его творческом пути. Имеются документальное подтверждение, что работа была закончена в 1477 году в год постройки церкви. Несмотря на время написания картины, она всеми чертами, пожалуй, исключая трактовку лиц, относится к готическим произведениям. В это время по всей Италии уже вовсю шествовало Возрождение, а здесь, на Пиренейском полуострове, только что окончилась длившаяся несколько столетий война против арабов за освобождение и объединение Испании. Живопись Испании зарождалась именно в это время. То была подчеркнуто церковная живопись, далекая от светских влияний. Наверное, именно поэтому она воспевает не ласковых мадонн и добрых святых, характерных для итальянского возрождения, а аскетичных, полных муки и страсти персонажей готического искусства.

В семидесятых годах XIX века по Испании прокатилась волна запрещений многих монашеских орденов, их монастыри закрывались, а имущество конфисковывалось. Так картина Бермехо попала в руки академика из Сан-Луиса Паулино Савирона. Тот передал ее в Национальный археологический музей, откуда она в 1920 году поступила в Прадо. Святой Доминих восседает на роскошном позолоченном троне, в мотивах резьбы которого звучат готические ноты. Святой - в ризе священнослужителя и митре. Все это тщательно выписано, художник не пропустил ни одной детали в одеждах. Наверное, для того чтобы выделить книгу, которую держит святой, художник поместил ее на темный фон. Все остальное, кроме аллегорических фигур, видимо, по желанию заказчика, сделано из золота. Очень интересны фигуры, символизирующие Веру Надежду, Милосердие, Мудрость, Правосудие, Силу и Воздержание.

При внимательном рассмотрении видно: каждой из них художник дал почти портретную характеристику, полностью отвечающую чертам характера, которыми они должны были обладать. Все они напоминают фигуры с порталов готических храмов. Складки их одежд изломаны, жесты передают состояние, близкое к фанатическому экстазу лица выражают высшее напряжение духа. Именно по лицам, написанным с удивительно точной моделировкой, мы видим, что художник хорошо знаком со светотенью. Это дает возможность предположить, что он, как и многие его современники, учился и работал в Нидерландах.

   

   

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.