|
ГЛОССАРИЙ | Абстракционизм - (от лат. аbstractio — удаление, отвлечение) — одно из формалистических направлений в искусстве (главным образом в живописи и скульптуре), возникшее в конце 19-го — начале 20-го в. У истоков абстракционизма стояли русские художники К.С.Малевич, В.В.Кандинский, голландский художник П.Мондриан, французский художник Р.Делоне. В основу творческой концепции художников-абстракционистов был положен тезис утверждающий, что искусство призвано отражать не действительность, а внутренние (подсознательные) переживания автора. Для творчества абстракционистов характерен концептуальный отказ от передачи на полотне явлений и предметов материального мира. Рисунок, композиция, колорит в абстракционизме служат лишь инструментом для воплощения индивидуального (авторского) восприятия того или иного события, явления, чувства. | Академизм - одно из направлений в изобразительном искусстве характерное строгим следованием устоявшимся канонам и правилам живописи, заимствованным у художников античности и эпохи Возрождения. Как особое направление академизм сложился в академиях художеств в конце 16-го века в Италии. В России академизм был господствующим направлением в 18 — первой половине 19 века. | Акватинта - (итал.acquatinta) — метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком. | Аллегория - (греч. аllegoria — иносказание) — художественный прием, заключающийся в образной иносказательности, при которой в форме конкретного образа наиболее ярко и полно раскрываются существенные черты отвлеченного понятия (например: Изобилие, Нежность, Слава и т.д.). В основе аллегории лежит сущность общепринятого олицетворения (лиса — хитрость, заяц — трусость, рог изобилия — достаток). | Ампир - (фр. еmpire — империя) — художественный стиль (по преимуществу в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве), характерный стремлением к монументальности и величественности, строгости и порядку форм. Возникший в конце 18 века во Франции, этот стиль опирался на художественные традиции эпохи римских императоров (триумфальные арки, мемориальные колонны, массивные портики, военная эмблематика). В России под стилем ампир часто имеют ввиду памятники высокого классицизма первой трети 19-го века (скульптурная композиция арки Генерального штаба в Петербурге, памятник Минину и Пожарскому и др.). Искусство так называемого русского ампира было заключительным и наиболее высоким этапом в истории русского классического искусства. | Анимализм - (от лат. animal — животное) — изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественно научные и художественные начала. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. | Барокко - (итал. barocco — странный, вычурный) — художественный стиль (по преимуществу в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве), характерный подчеркнутыми парадностью, декоративностью, и преувеличенной эмоциональностью. Зародившись в Италии, стиль барокко господствовал в искусстве Западной Европы с начала 17-го и до середины 18-го века. В России этот стиль получил свое наибольшее развитие в 18-м веке и приобрел самобытно-русские черты (так называемое «русское барокко»). Крупнейшими представителями барокко в России были архитектор Варфоломей Растрелли и скульптор Карло Растрелли | Бытовой жанр - вид изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений. | Вхутеин - Высший художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926 — 1927 г.г. на базе Вхутемаса (см.). Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревообделочного, металлообрабатывающего и текстильного. В 1930 г. на базе Вхутеина были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт, которому позднее было присвоено имя В.И.Сурикова. | Вхутемас - Высшие художественно-технические мастерские, до 1921 г. — Свободные художественные мастерские. Основаны в 1918 г. в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища. В 1926 г. Вхутемас был реорганизован во Вхутеин (см.). | Графика - (греч. graphike — живопись) — вид изобразительного искусства, в котором основным средством отображения служит однотонный рисунок. В отличие от живописи в графике цвет (там, где он присутствует) играет вспомогательную роль. Это делает ее более скупой, лаконичной, но в то же время простой и доходчивой. В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на несколько видов. Станковая графика — рисунки и серии рисунков, которые имеют самостоятельное значение (не связаны с каким либо текстом). Это однотонный портрет или пейзаж, набросок или подготовительный рисунок к картине, выполненный автором в разнообразной технике (карандаш, уголь, перо и т.п.). Книжная графика — иллюстрации к литературным произведениям и декоративно-художественное оформление печатной продукции. Плакатная графика — рисунки и композиции, выполняющие задачи политической агитации, или служащие целям информации, рекламы и т.п. Сатирическая графика (карикатура) — рисунки, в которых целенаправленно подчеркиваются характерные (чаще всего отрицательные) черты человека или события. Юмористическая графика — рисунки, в которых дружески подчеркиваются смешные черты человека (шарж), или смешная ситуация. Разновидностью графики является эстамп, представляющий собой печатный оттиск с графического оригинала, выполненного художником на литографском камне (автолитография), медной или цинковой доске (офорт), дереве (гравюра на дереве) или линолеуме (линогравюра). Специфической разновидностью графики является промышленная и прикладная графика (киноплакат, почтовая марка, торговая этикетка и т.п.). | Гротеск - Гротеск (франц. grotesque, причудливый, комичный) — 1. Вид художественной образности обобщающий и заостряющий восприятие посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, гротеск создает особый художественный мир, который нельзя понимать однозначно, как в аллегории. Гротеск, как особое средство художественной выразительности, часто использовали в своем творчестве такие художники как И.Босх, П.Брейгель, О.Домье, М.Шагал, С.Дали. 2.Орнамент, в котором причудливо сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, маски). | Декоративно-прикладное искусство - (лат. decorare — украшать) — вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными эстетическими свойствами, но в то же время имеющие практическое назначение в быту (вазы, шкатулки, броши и т.п.). В произведениях декоративно-прикладного искусства органически сливаются функциональные особенности (прочность, экономичность) и эстетические свойства (красота, художественный образ). | Жанр - фр. genere — род, вид) — исторически устойчивая форма композиционного и сюжетного направления художественного произведения. В живописи понятие жанр включает следующие разновидности: портретный, пейзажный (в том числе морской или марина), исторический, батальный, бытовой. | Иллюстрация - (от лат. illustratio — освящение) — пояснение словесной информации наглядными изображениями, а также вид изобразительного искусства, составная часть искусства оформления книги. | Импрессионизм - (фр. impression — впечатление) — направление и художественный метод, сложившийся во французской живописи 70-х — 80-х г.г. 19 века. Основоположниками импрессионизма были художники К.Моне, О.Ренуар, К.Писсаро, Э.Дега и др. Провозглашая творческую инициативу художника, импрессионисты выступали против официального академического направления в живописи. Ими в основу творческого метода был положен принцип — всегда работать с натуры, стремясь наиболее полно запечатлеть первые, мимолетные зрительные впечатления. В русском изобразительном искусстве импрессионизм не получил широкого развития, оказав воздействие на творчество лишь отдельных художников (Ф.А.Малявин, А.Е.Архипов, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь). | Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное воплощение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Изображение исторических событий долгое время связывалось с фольклорными и религиозными легендами. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. Окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров. | Классицизм - (от. лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в искусстве 17 — нач. 19 в., обратившееся к античному наследию как норме и идеальному образцу. Сложившись первоначально во Франции, классицизм был тесно связан с идеями французского Просвещения и базировался на возвышенных героических и нравственных идеалах и представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе | Колорит - (лат. color — краска, цвет) — элемент формы произведения искусства, представляющий собой гармоническое сочетание цветов, способствующих раскрытию содержания, смысла живописной работы, углублению ее сюжета и композиции. | Маньеризм - (итал. мanierismo, от maniero — манера, стиль) — направление в западноевропейском изобразительном искусстве сложившееся в16 в. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения маньеристы утверждали в своих произведениях манерную изощренность форм и, нередко, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил. | Миниатюра - (лат. minium — киноварь, сурик) — произведение искусства, отличающееся малыми размерами, особой тщательностью и тонкостью исполнения. Наиболее древним видом миниатюры была книжная миниатюра (иллюстрации, обычно многокрасочные, в рукописных книгах 10-го 17-го в.в.). В более поздний период под понятием миниатюра понималась живопись малого формата, выполненная эмалью, гуашью, акварелью, маслом, лаком, темперой по самому разнообразному материалу. Наиболее часто встречалась (вплоть до изобретения фотографии) портретная миниатюра, нередко выполнявшаяся на медальонах, часах, табакерках концом тонкой кисти штрихом или пунктиром. Крупнейшими русскими миниатюристами были В.Л.Боровиковский, Г.И.Скородумов, Н.М.Теребнев. Лучшие традиции этих художников живут в творчестве современных народных мастеров — создателей палехской, мастерской, федоскинской миниатюры. | Монументальное искусство - (от лат. monumentum — напоминаю) — произведения архитектуры, скульптуры, живописи, отличающиеся величием и значительностью содержания и масштабностью формы (триумфальные арки, памятники, обелиски, стенные росписи и т.п). Произведения монументального искусства создаются для увековечивания какого либо события или исторической личности. | Натюрморт - (франц. nature morte — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т.п.). | Ню - (франц. nu — нагой, раздетый) — изображение нагого тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия. | Парсуна - (искаженное слово “персона”, от лат. persona — личность, лицо) — термин обозначающий произведения русской станковой портретной живописи 16-го — 17-го в.в. Первые парсуны , исполнявшиеся как иконы на досках, характерны плоскостным изображением (парсуны Федора Иоанновича, М.В.Скопина-Шуйского). В дальнейшем парсуна преодолевает иконописную условность в сторону реалистической передачи сходства и психологических черт портретируемого, наполняется объемом и светотенью. Со второй половины 17-го века парсуны исполнялись на холсте масляными красками. Развитие искусства парсуны знаменовало начало русской реалистической портретной живописи. | Пейзаж - (франц. paisage от pais — местность) — в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа.. Разновидностями пейзажа являются изображение городских и морских видов (городской пейзаж и марина). | Передвижники - живописцы и скульпторы реалистического направления, входившие в крупнейшее демократическое художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Созданное в 1870 г. по инициативе Г.Г.Мясоедова, И.Н.Крамского, Н.Н.Ге и В.Г.Перова, Товарищество включило в свой состав большинство русских художников-реалистов, в частности ряд членов распавшегося к тому времени объединения “Артель художников”. Товарищество передвижников представляло собой принципиально новую творческую организацию художников, возникновению которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского изобразительного искусства. Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 г., в Петербурге и Москве 48 выставок, которые затем передвигались ими в Киев, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань и другие крупные города России. В состав Товарищества (помимо упомянутых) в разное время входили такие талантливейшие русские художники как А.М. и В.М. Васнецовы, В.Е.Маковский, В.М.Максимов, В.Л.Поленов, И.И.Левитан, И.Е.Репин, В.А.Серов, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, К.А.Савицкий и др. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, отображали прежде всего жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. После Октябрьской революции Товарищество передвижников фактически слилось с Ассоциацией художников революционной России (АХРР) и фактически прекратило свое самостоятельное существование. | Портрет - (франц. portrait) — изображение человека или группы людей; жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается человеческая индивидуальность (внешнее сходство и духовный мир портретируемого). | Реализм - (лат. realis — вещественный) — художественный метод, в основу которого положен принцип правдивости (объективности) и типичности воспроизводимого сюжета. В Русском изобразительном искусстве реалистический принцип нашел свое наиболее полное воплощение в творчестве передвижников (см.). | Рококо - художественный стиль (прежде всего в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве), возникший во Франции и распространившийся в Европе в первой половине 18-го века. Для стиля рококо характерна прихотливая орнаментальность формы, отличающаяся нарочитой ассиметричностью и сложностью извилистых линий. В живописи рококо преобладают мифологические и пасторальные сюжеты, а также салонно-эротические образы и ситуации. Персонажи этих картин, отличаются театральной декоративностью и манерностью. В России стиль рококо широкого распространения не получил. Лишь отдельные его декоративные мотивы были использованы архитектором В.В.Растрелли. | Символизм - направление в изобразительном искусстве. Характерной чертой символистов является сосредоточенность автора на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира, художники-символисты отражали в своем творчестве тоску по духовной свободе и трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений. | Скульптура - (от лат. sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, аллегорические, символические изображения, анималистический жанр. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). | Супрематизм - (лат. supreme — превосходство, главенство) — абстрактно-геометрический стиль, созданный К.Малевичем (первая работа, выполненная в этой манере, была представлена художником на выставке «0,10» в 1915 г.). В основе супрематизма как творческого метода лежит тезис о доминировании цвета над всеми другими средствами художественной выразительности. Самая знаменитая картина художника, выполненная в духе супрематизма, — «Черный квадрат». | Фреска - итал.fresco, сырой) — живопись по сырой (свежей) штукатурке, разведенными на чистой или известковой воде красками, а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Техника фресковой живописи известна со 2-го тысячелетия до нашей эры. Выдающимися мастерами фрески были такие художники как Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микельанджело, Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. | | | |
|
|