Рейсдал Якоб(1628 - 14.03.1682) Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдалом, датирован 9 июня 1661 года. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. По большому счету, это — одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубракен (1660—1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Тома этой книги выходили в 1718—21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием «Большое обозрение голландских художников и художниц». Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Так, например, Хаубракен пишет о том, что Рембрандт был единственным ребенком в семье, хотя известно, что у него было несколько братьев и сестер. Вот почему с такой осторожностью приходится относиться и к тому, что автор рассказывает нам о других своих героях, в том числе — о Якобе ван Рейсдале. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Его дед, Якоб де Гойер, был мастером-краснодеревщиком и жил возле замка Рейсдал, приблизительно в 20 милях к юго-востоку от Амстердама. У Якоба де Гойера было четверо сыновей, и трое из них сменили в честь своей «малой родины» фамилию на ван Рейсдал. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599—1677) и Саломон (ок. 1600—1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально — «дочери Корнелиса»). Полагают, что именно от этого брака на свет появился Якоб ван Рейсдал, хотя возможно, что он родился еще от первой жены Исаака. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Мейкен, по всей видимости, умерла, когда Якоб был еще ребенком, поскольку уже 9 марта 1642 года Исаак женился в третий раз. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Сохранилось довольно много документов, свидетельствующих о постоянных финансовых затруднениях Исаака. Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны, и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. Исаака ван Рейсдала принято считать живописцем, но до нас не дошло ни одной картины, подписанной им. Зато совершенно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Саломон ван Рейсдал, дядя Якоба ван Рейсдала, был намного талантливее своего брата и сумел стать одним из самых известных в Голландии пейзажистов своего времени. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Любопытно, что он предпочитал подписываться как «Рюйсдел», в то время как Исаак называл себя Рейсдалом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Уже самая первая его сохранившаяся работа, датированная 1646 годом, выглядит произведением зрелого мастера, — а ведь (если, конечно, наши предположения верны) ему исполнилось тогда всего лишь 18 лет. С полной уверенностью можно сказать, что в 1648 году Рейсдал стал членом гильдии художников Харлема. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Сбивает с толку сообщение Хаубракена. Он пишет: «Отец Якоба с раннего детства начал учить его латыни, а затем отослал учиться медицине. При этом Якоб достиг таких высот, что с успехом произвел в Амстердаме несколько хирургических операций, которые принесли ему широкую известность». Может быть, Хаубракен что-то перепутал? Рейсдал был плодовитым художником, и странно, если у него оставались силы еще на что-то, кроме живописи. Но сразу отметать слова биографа не стоит. Известно, что многие голландские художники того времени имели вторую специальность. Например, Ян Стен прекрасно сочетал занятия живописью и пивоварение. Так что предположение о том, что Рейсдал был не только художником, но и врачом, имеет право на существование. В молодости Рейсдал довольно много путешествовал в поисках натуры — не отъезжая, впрочем, от родного Харлема дальше, чем на сто миль. В середине 1650-х годов художник переехал из Харлема в Амстердам, где и прожил до конца своих дней. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Самым ранним документом, относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, считается запись от 14 июня 1657 года, извещающая о том, что Якоб ван Рейсдал принял крещение в голландской реформатской церкви. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Спустя два года Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой живо- писец на протяжении нескольких лет был его «учеником и помощником». Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдала. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили. В 1668 году, как свидетельствует сохранившаяся в городских архивах запись, Якоб ван Рейсдал был свидетелем во время бракосочетания Мейндерта Хоббемы. Свои картины Рейсдал писал не по частным заказам, а для свободной продажи, поэтому нам сложно судить об уровне его доходов. Правда, имеются косвенные свидетельства того, что финансовые дела живописца постепенно шли в гору. Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Точной информации у нас очень немного. Так, долгое время считалось, что художник умер в нищете и забвении в одной из богаделен Харлема, и только в 1932 году ученым удалось доказать, что в богадельне умер вовсе не он, а его кузен Якоб (ок. 1630—1681), сын Саломона. Причиной недоразумения стало совпадение профессии и почти полное совпадение имен и фамилий. Кузен героя нашего выпуска тоже был художником и тоже подписывался как Якоб ван Рейсдал. В конце жизни он действительно сошел с ума и скончался в харлемском приюте для бездомных 13 ноября 1681 года. Что же касается самого Рейсдала, то он на несколько месяцев пережил своего двоюродного брата и умер в начале следующего года. По всей видимости, смерть настигла его в Амстердаме, но затем его прах перевезли в Харлем и 14 марта 1682 года погребли в церкви святого Баво.
|