Боровиковский (Боровик) Владимир Лукич(1757 - 1825) Выдающийся русский художник-портретист, один из лучших портретистов века русского Просвещения.Родился в Миргороде в семье казака. Отец и ближайшие родственники Боровиковского были живописцами. Первоначально Боровиковский обучался живописи у отца. До тридцатилетнего возраста начинающий художник занимался росписью церквей в стиле допетровского церковного живописного искусства (украинского барокко). В 1787 г., в связи с путешествием Екатерины II в Крым, создал не дошедшие до нас аллегорические картины, изображавшие Екатерину II и Петра I. В конце 80-х годов 18-го века Боровиковский переселился в Петербург, где, по некоторым источникам, некоторое время работал под руководством выдающегося русского портретиста Д.Г.Левицкого и И.Б. Лампи. Совершенствуя свое мастерство, художник активно претворяет опыт барочного искусства в церковных заказах (живопись иконостасов Борисоглебского собора в Торжке (1790—1792) и Иосифовского собора в Могилеве (1793—1794). В этот же период Боровиковский создал ряд миниатюрных портретов: Г.Р.Державина, В.В.Капниста, сестер Львовых и др. Эти работы принесли художнику заслуженную славу. Несмотря на то, что Боровиковский не являлся учеником петербургской Академии художеств, в 1794 г. Академия присваивает ему звание академика. Конец 18-го — начало 19 в. — кульминация творчества художника. В этот период Боровиковский создает подлинные шедевры портретного жанра: портрет Екатерины II (1795), портрет М.И.Лопухиной (1797) и портрет Павла I (1800, Русский музей). Боровиковский был одним из первых русских художников, обратившихся к передаче внутреннего мира человека, и в этом плане явился непосредственным предшественником Кипренского, Тропинина и других русских художников, создавших замечательную галерею образов русских людей. Даже в официозных образах Боровиковского живописная риторика предстает не блеском тщеславия, но выражением человеческого достоинства как такового. Примером может служить портрет А. Б. Куракина (1801—1802, Третьяковская галерея), в жизни чваного «павлина», как его звали современники. Активное, героическое начало, предвосхищающее романтизм, четко проступает в портрете генерала Ф. А. Боровского (1799, там же). Прежняя воздушная дымка уступает более контрастным цветовым созвучиям в картине «Сестры А. Г. и В. Г. Гагарины» (1802); возрастает волевая собранность характеров («Неизвестная в тюрбане» (возможно, писательница Ж. де Сталь, 1812; оба — в Третьяковской галерее). В 1810-х годах Боровиковский пишет все больше групповых портретов, сводящих воедино разные поколения («А. И. Безбородко с дочерьми», 1803, Русский музей). В 1804 — 1811 гг художник создает ряд колористически напряженных религиозных образов для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Напротив, в поздних светских работах проявляется жесткость, суховатая педантичность манеры. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А. Г. Венецианов).
|