Филонов Павел Николаевич (08.01.1883 - 03.11.1941)

Российский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Создатель особого направления — «аналитического искусства».
Переехав в 1897 в Петербург, Филонов начал свой путь в искусстве учеником в малярно-живописных мастерских (1897—1901); затем учился в частной школе Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902-08). В 1905-07 художник совершил поездки по Волге, в Новый Афон на Кавказе, посетил Иерусалим. В 1908-10 был вольнослушателем Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств. Изучал классическое искусство, путешествуя по Италии и Франции (1912).
Вступление в 1910 в «Союз молодежи» и сближение с членами группы «Гилея» (В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Е.Крученых, братья Бурлюки и др.) оказало влияние на становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев русского авангарда. В 1913 написал вместе с И.С.Школьником декорации для футуристической постановки трагедии «Владимир Маяковский»; проиллюстрировал ряд футуристических книг («Изборник» В.В.Хлебникова, 1914; сборник «Футуристы. Рыкающий Парнас», 1914 и др.). Выпустил собственную книгу «Пропевень о проросли мировой» (1915), родственную поэтике Хлебникова.
В статье «Канон и закон» (1912) впервые изложил свою теорию аналитического искусства. Основной ее смысл можно определить как стремление выразить в живописи, пластике принцип органического роста художественной формы, адекватный свойствам и процессам, протекающим в природе. В этом состояла противоположность филоновского метода рациональным приемам кубизма, футуризма, геометрического беспредметничества. Первое объединение, созданное художником в 1914, называлось «Сделанные картины»; одним из главных положений своего аналитического метода он объявил «принцип сделанности»: кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности была непреложным условием создания сколь угодно большой картины. «Тщательно сделанная вещь», картина должна была воздействовать на эмоции зрителя и заставлять его принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. C редкостным профессиональным мастерством художник сочетал в своих работах экспрессионистическую остроту и неопримитивистскую архаизацию образов. Глубинные философско-культурологические размышления Филонова определили художественно-пластический строй картин «Запад и Восток», «Восток и Запад» (обе 1912-13), «Пир королей» (1913) и др. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей; антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин, в том числе работ «Мужчина и женщина» (1912-13), «Рабочие» (1915-16), рисунка «Постройка города» (1913) и др. В иной группе произведений — холстах «Крестьянская семья (Святое семейство)» (1914), «Коровницы» (1914), цикле «Ввод в мировый расцвет», вторая половина 1910-х, рисунках «Георгий Победоносец» (1915), «Мать» (1916) и др. — художник воплотил свои утопические мечтания о будущем воцарении справедливости и добра на земле.
В 1916-18 Филонов воевал на фронте; по возвращении в Петроград в 1918 включился в художественную жизнь. В 1923 был среди организаторов Государственного института художественной культуры в Петрограде, некоторое время возглавлял там отдел общей идеологии.
В 1920-е гг Филонов создал цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Выступал на диспутах, пропагандируя принципы аналитического искусства.
На протяжении десятилетий Филонов разрабатывал своеобразный живописный жанр, стремясь воплотить высшую суть, глубинный смысл явления в драгоценной пластической «формуле» («Формула пролетариата», акварель, 1912-13, «Формула Космоса», 1918-19, первая «Формула весны», 1927-28 и др.). В 1928-29 создал свое центральное произведение, монументальную картину «Формула весны». Сверкающим мозаичным ковром, сотканным из тысяч и тысяч «атомов», каждый из которых обладал своим цветом и огранкой, расстилалось оригинальное творение Филонова, соединявшее, казалось бы, несоединимое — абстрактную беспредметность и фигуративную образность.
В «Декларации «Мирового расцвета», ставшей вторым вариантом теории аналитического искусства (была опубликована в журнале «Жизнь искусства», 1923, № 20), Филонов провозглашал: «Так как я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты, — то я отрицаю вероучение современного реализма «двух предикатов» и все его право-левые секты, как ненаучные и мертвые, — начисто».
Этот манифест послужил основой для консолидации последователей Филонова; коллектив, в основном сложившийся в 1925, принял название «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В 1927 в ленинградском Доме печати группой была устроена коллективная выставка, а также оформлен спектакль по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке Игоря Терентьева. Члены того же коллектива во главе с Филоновым проиллюстрировали карело-финский эпос «Калевала» (М.-Л., 1933).
С конца 1920-х гг и вплоть до смерти художника и его соратники, сохранившие верность методам аналитического искусства, подвергались травле. Единственная прижизненная персональная выставка Филонова была устроена в залах Русского музея, но открытие ее было запрещено (1929-30). Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их достоянием государства, было сохранено его сестрой Е.Н.Глебовой и в 1977 передано ею в дар Государственному Русскому музею.

   

                       

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.