Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873 - 1954)

Русский художник. Родился в селе Нащи Тамбовской губернии в семье солдата и бурлака. С малолетства он познал и жизнь «в людях», когда его отдали «на обучение» к купцу, и нравы сиротского приюта, где он провел четыре года, и работу «мальчика при буфете» на пароходах, курсирующих от Саратова до Астрахани и вверх по Волге. В эти годы у будущего художника проявился интерес к изобразительному искусству. Выдававшие несомненный талант рисунки «буфетного мальчика» однажды увидел известный путешественник по Монголии, Китаю и Восточной Сибири П.Я.Пясецкий. Он оказал протекцию юному дарованию, и помог ему поступить учиться в астраханскую художественную студию П.А.Власова (ученика Перова и Чистякова). В 1895 г., пройдя курс обучения в студии Власова, Горюшкин-Сорокопудов был зачислен вольнослушателем в петербургскую Академию художеств в мастерскую известного художника баталиста и мастера бытового жанра П.О.Ковалевского. Последние два года обучения Горюшкин-Сорокопудов занимался в мастерской И.Е.Репина вместе с Билибиным, Кустодиевым, Сомовым, Бродским и другими прославленными русскими живописцами. Окончив в 1902 г. Академию, Горюшкин остался в Петербурге, где преподавал в школе Общества взаимопомощи русских художников. В 1908 г. судьба привела его в Пензу. Известный художник-передвижник А.Афанасьев, сменивший в 1905 г. К.Савицкого на посту директора художественного училища, предложил Горюшкину место старшего преподавателя по классу живописи. Авторитет Горюшкина среди учеников и коллег был чрезвычайно высок. Причина тому — не только его высокий художнический и педагогический талант, но и огромная работоспособность. Он с постоянным усердием трудился над созданием новых произведений, которые неизменно получали признание на самых престижных выставках в Петербурге и Москве. Работал Горюшкин в различных жанрах: портретном, бытовом, пейзажном, книжной графики. Но особое предпочтение отдавал художник жанру исторической живописи. Кисть Горюшкина воспевает «преданья старины глубокой», Русь уходящую: величавые купола православных храмов, затейливую архитектуру деревянных теремов, и людей — могучего витязя князя Игоря, взывающую со стен древнего Путивля Ярославну. Ломка  эстетических и нравственных критериев, последовавшая после революции 1917 г., радикально изменила судьбу художника. Его творчество было признано идеологически чуждым. В 1932 г. Горюшкина отстранили от преподавательской работы, изгнали из училища как «апологета старой жизни». Последние годы жизни художника были поистине трагическими. Он жил одиноко в деревне Ивановке, отлученный от своих учеников и коллег-художников. Только в 1986 г. имя Горюшкина-Сорокопудова зазвучало вновь. В этом году, в здании Пензенской картинной галереи, была открыта постоянная экспозиция его высшей степени талантливых работ.

   

                                                           

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.