Давид Жак Луи (1748 - 1825)

Французский художник, глава классической художественной  школы в эпоху революции и империи. Родился в семье коммерсанта. Учился у исторического живописца Ж.М.Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—1774). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса», 1771, Лувр, Париж). В 1774 году Давид получил Большую римскую премию и уехал в Италию, где жил и работал с 1775 по1780 год. В Италии Давид открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) — исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. «Клятву Горациев» он написал в Риме, куда вернулся сразу после избрания (1784) в Академию. Картина была выставлена на парижском Салоне 1785 года, вызвала бурный восторг и прославила Давида. Произведениям Давида 1780-х годов («Смерть Сократа», 1787; «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789) присущи возвышенность замысла и сценическая торжественность. В его портретных работах 1780-х — начала 1790-х годов, подчёркивается социальная сущность моделей и воплощаются классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783). С конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 года Давид был «первым художником» Наполеона. В заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805 — 1807; «Присяга армии Наполеона на Марсовом поле») ощущается равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790 —1810-х годах Давид пишет портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800; «Мадам Рекамье», 1800), так и более реалистические (портреты четы Серизиа, папы Пия и многих других).  В 1816, после реставрации Бурбонов Давид в числе прочих якобинцев был изгнан из Франции, эмигрировал в Бельгию, жил и работал в Брюсселе. Через своих учеников  Жерара,  Энгра, Жироде, Изабэ и многих других Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии.

   

                                                           

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.