Дубовской Николай Никанорович (1859 - 1918)

Русский художник-пейзажист. Родился в Новочеркасске. Учился в военной гимназии в Киеве, но его настолько тянуло к искусству, что он каждый день вставал на два часа раньше и рисовал. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи.
В возрасте семнадцати лет Дубовской поступил в Петербургскую Академию художеств (1877 — 1881). Учился у профессора пейзажной живописи М.К.Клодта. Проходя курс получил четыре серебряные медали: две за рисункм и две за пейзвжи. По окончании Академии (1881) молодой художник — в рядах передвижниковю. Четыре раза ездил заграницу для пополнения художественного образования и для работы с натуры (1892, 1895, 1898 и 1908); работал на Средиземном море, Атлантическом океане, а также в Швейцарии. Вскоре (в 1889) он стал постоянным членом совета Товарищества передвижных художествннных выставок и членом правления. После смерти Н.А.Ярошенко (1898) Дубовской оказался идейным руководителем объединения. В отличие от волевых И.Н.Крамского и Н.А.Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, однако очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений. В 1898 г. удостоен звания академика живописи.
Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать. Всего Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи «Зима» (1884), «Ранняя весна» (1886), «На Волге» (1892 и 1903), «Прошел ураган» (1898), «Закат солнца» (1909), «Родина» (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения.
Но одна его картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам — «тишины перед грозой», «когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение: внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней; вдали — темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода — лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь «телом» становятся грозовые тучи — яркие и светоносные. Этот пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное – «не автора, а самую стихию».
ДУДНИК Степан Ильич (Иудович) (1913 — 1996) — советский художник родился в 1914 году в Феодосии, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме. В возрасте шестнадцати лет попал на строительство Беломорско-Балтийского канала. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В 1943 году он окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно «Штаб революции в Смольном» сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. Тема революции занимала основное место в творчестве Дудника, и он всегда находил свое, не похожее на других решение, не останавливаясь перед сложностью задачи и масштабностью полотна («Залп «Авроры», «Октябрьские дни», «В.И.Ленин и А.М.Горький» и др.). В 60-е годы в творчестве художника все сильнее начинает проявляться декоративное начало, явно заложенное в природе его дарования. Это особенно ярко проявилось в его пейзажах и натюрмортах, которые Дудник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен также и всем жанровым работам художника («Комсомольцы 20-х годов», 1972; «Парламентеры мира», «Парад Победы» 1986 и др.)

   

                                           

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.