Бакалович Степан (Стефан) Владиславович(1857 - 1936) Живописец. Родился в Варшаве в семье художника. Первоначальное художественное образование получил у отца в Варшавской рисовальной школе. В 1876 г. приехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился блестяще и в 1881 г. закончил полный академический курс с большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку (за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков». В том же году Бакалович уехал в Краков к Я. Матейко, затем в Париж, посетил Алжир. В 1883 г. обосновался в Риме и, пораженный красотой античных древностей, остался здесь навсегда. С этого момента художника интересуют исключительно сюжеты из древней греко-римской жизни. Он изучает историю и археологию, много времени проводит в Помпеях. В Россию же Бакалович регулярно отправляет на академические выставки свои новые картины. Активно сотрудничает с рядом издательств, выпускавших художественные почтовые открытки («Гранберг» и др.) Ему сопутствует огромный успех, картины молодого художника мгновенно раскупаются (и в России, и в Италии). Он становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Его сравнивают с Г. И. Семирадским — кумиром широкой публики. В 1886 г. Бакалович получает звание академика исторической живописи за картины «Вечерний разговор», «Соседки», «Послание» и «Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям». Последнюю работу приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. .). Искренне увлеченный красотой и античной мира, художник создает целую серию картин на тему античнй жизни: «Торжество в Помпеях», «В приемной Мецената» (обе 1888), «Майский вечер» (1889), «Гладиаторы перед выходом на арену» (1891), «Римская цветочница» (1900), «Эдикт Мария»,(1896). В 1903 г. Бакалович посетил Египет. Результат поездки — новые темы: «Моление Кхонсу» (1904), «Амент, великая жрица Хатор, выходящая из святая святых после моления богине» (1906) и др. В 1913 г. Академия художеств отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки. В 1914-м он последний раз показал свою работу в Петербурге. Название картины кажется символичным: «Последние лучи». С этого времени связь художника с Россией оборвалась навсегда.
|