Перов Василий Григорьевич(1834 - 1882) Выдающийся русский живописец и график, один из крупнейших представителей реалистического искусства, учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Учился в Арзамасской художественной школе и (с 1853) — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Перов сложился как художник в конце 50-х гг 19-го века. Уже первые его работы — «Приезд станового на следствие» (1857), «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) — проникнуты критическим видением действительности. Наиболее сильным из ранних произведений художника является «Сельский крестный ход на пасхе» (1861), в которой Перов нарисовал безотрадную картину убогой русской деревни 60-х гг 19-го века. С 1862 по 1864 гг Перов находился в заграничной командировке от Академии художеств. Работал он главным образом в Париже, а по возвращении в Россию, окончательно определился как художник-жанрист. Созданные Перовым картины проникнуты чувством глубокого сострадания к судьбам простых людей. Его полотна «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868) — обобщенные образы пореформенной России. В 70-х годах содержание творчества Перова как жанриста значительно изменилось. Оно стало разнообразнее и вместе с тем противоречивее. Социальная доминанта его работ отходит на второй план. В его картинах уже нет той острой критики окружающей действительности, которая была характерна для его работ ранее. Обличительный пафос художника сменяется стремлением поэтически передать красоту русской природы и людей, органически слитых с природой. Таковы картины: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874). В поздний период своего творчества Перов отдавал предпочтение исторической живописи. Обратившись к теме народного освободительного движения, художник задумал серию из трех картин, посвященных крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Из задуманной серии была написана только одна — «Суд Пугачева» (варианты 1875 и 1879). Осуществлению дальнейших творческих планов помешала смерть художника: большие исторические полотна — «Осада Пскова» и «Михаил Тверской в татарской орде» — остались только в набросках. Творчество художника оказало значительное влияние на развитие русского, прежде всего московского искусства второй половины XIX в. ). Перов вошел в историю искусства как лидер критического направления в русской бытовой живописи 1860-х, сочетавший в своем творчестве сочувствие «униженным и оскорбленным» и гневный пафос сатирического обличия власть имущих.
|