Тулуз-Лотрек (De Toulouse-Lautrec) Анри Мари Раймо(1864 - 1901)

Французский живописец, график. Представитель древнейшего аристократического рода, получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку — карлика с короткими ножками, большой головой. Искусство стало для него единственным прибежищем. Его учителями были Р. Пренсто (1879-81), в 1882-86 известные художники академической ориентации Л.Бонна и Ф.Кормон. Тулуз-Лотрек много рисует, особенно лошадей, которых любил с детства, мечтая стать наездником. Ему хорошо удаются и породистые кони, мчащиеся во весь опор: «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете» (1881, Пти-Пале, Париж) и лошади-трудяги: «Нагруженная телега», (около 1875-80, Музей в Альби). Он делает портреты близких: матери — «Графиня де Тулуз-Лотрек» (1883, там же); бабушки — «Габриэль де Тулуз-Лотрек» (1882, частная коллекция, Нью-Йорк). Избегая жалости или насмешек, Тулуз-Лотрек сам первым смеется над своим увечьем; он остроумен, насмешлив, таково и его искусство. Он мастер гротеска: несколько стремительных, точных штрихов — и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ. Художник становится завсегдатаем ночных увеселительных заведений Парижа, кочуя по кафе, кабаре, публичным домам; альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за своего. Он воссоздает атмосферу ночного города, его обитателей. Беглые наброски передают не только характер, иногда в них прочитывается судьба, развязность прикрывает порой усталость, одиночество: «Пересохшая глотка» (около 1889, Фогг Арт Музеум, Кембридж); «Салон на улице Мулен» (1895, Музей в Альби); «Эти прекрасные дамы» (ок. 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Дерзкая энергичная линия выхватывает мгновения из пестрой жизни ночного Монмартра. У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю — «Танец в «Мулен-Руж» (1890, частная коллекция, Филадельфия); «Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж» (1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках — «Иветт Гильбер поет английскую песенку» (1894, Музей изобразительных искусств, Москва). Особенно удачны листы, посвященные владельцу кабаре Аристиду Брюану, который прославился тем, что ругал и поносил посетителей. Обычно насмешливый, иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда внимательным, застенчиво нежным — «Джейн Авриль, выходящая из «Мулен-Руж» (1892, Атенеум, Хартфорд): задумчивое усталое лицо танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм — образ овеян тихой печалью. Но простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни жалости к себе: ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки — рисунки для «Естественных историй» Ж.Ренара (1897, Национальная библиотека, Париж). Любимый художник его — Дега, и он нередко разрабатывает близкие темы: «Прачка с корзиной» (1888, литография); «Туалет», (1896, Музей Орсе, Париж); «Жокей» (1899, цветная литография). Кроме рисунков, пастелей, станковых картин маслом, Тулуз-Лотрек создавал великолепные плакаты и афиши, подняв рекламу до уровня подлинного искусства: «Амбассадер. Аристид Брюан» (1892) — крупная голова в черной широкополой шляпе, мефистофельский излом бровей, черный костюм и огненно-красный шарф; все выглядит ярко, броско, завлекательно. Тулуз-Лотрек скончался после долгой болезни, не дожив до 37 лет. Хотя при жизни он не пользовался широким признанием, влияние его на современников и художников 20 века было значительным.

   

                                                           

Проект создан Поволжским региональным центром новых информационных технологий © 2006-2024.